Нарушение прикуса у собак — Ветеринарные центры малотравматичной хирургии и комплексного восстановления Лебеди
stomatologija6.jpg

Под прикусом понимают особенность соотношения жевательных поверхностей зубов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Состояние и качество прикуса играют немаловажную роль на начальном этапе пищеварения у животных. Нарушение прикуса приводит к плохому захвату корма и первичной обработке пищевого кома. Молодые животные с нарушенным прикусом имеют предрасположенность не только к зубным заболеваниям, но и заболеваниям пищеварительного тракта.

Кроме того, при нарушении прикуса наблюдается преждевременное изнашивание зубов. Собаки, которые переболели рахитом или другими тяжелыми заболеваниями, в том числе инфекционными, предрасположены к развитию неправильного прикуса, нарушению формирования зубной аркады с асимметрией расставленности зубов и различными дефектами.

Идеальным прикусом для большинства пород собак является ножницеобразный, когда верхние резцы перекрывают нижние и соприкасаются с ними.

Однако у некоторых пород собак в процессе их выведения человек искусственно изменил прикус. Как правило, прикус изменился за счет  увеличения нижней челюсти и считается экстерьерной нормой по кинологическим стандартам (у боксера, бульмастифа, пекинеса). Изменение ножницеобразного прикуса у собак считается дефектом. Причины возникновения неправильного прикуса делятся на врожденные и приобретенные. Врожденные аномалии прикуса нередко передаются по наследству.

Приобретенное изменение прикуса возникает на почве перенесенных заболеваний, механических травм, дефицита витаминов и минеральных веществ, воспалительных процессов органов ротовой полости.

Неправильными прикусами у собак считаются клещеобразный, прогнатия, прогения, перекошенный рот.

Клещеобразный, или прямой прикус, характеризуется соприкосновением жевательной поверхности резцов обеих челюстей при смыкании. В основном прямой прикус встречается у овчарок (немецкой, восточноевропейской, среднеазиатской, кавказской), догов, лаек.

По сравнению с другими видами прикусов клещеобразный относительно непостоянен и часто может меняться. Главное в момент изменения прямого прикуса проследить, чтобы он сформировался в ножницеобразный прикус. Если же прямой прикус у собаки долгое время не изменяется в необходимый ножницеобразный прикус, ветеринарному врачу следует назначить лечение, которое сводится к повышению в рационе витаминов, минеральных веществ, массажу обеих челюстей, постановке ортодонтической пластинки или металлического каркаса.

Прогнатия (недокус, или «рот попугая») наблюдается в том случае, когда верхняя челюсть длиннее нижней и, соответственно, верхние резцы перекрывают нижние, не соприкасаясь. Причинами такого дефекта могут быть ускоренный рост верхней челюсти, генетическая наследственность, механическая травма челюсти, дефицит минеральных веществ и витаминов.

Недокус, наблюдаемый у маленьких щенков, может исправляться самостоятельно, если он составляет промежуток между резцами обеих челюстей в 0,1-0,3 см.

У щенков с недокусом после смены молочных зубов на постоянные часто наблюдается повреждение зубами нижней челюсти мягких тканей верхней челюсти и неба. В данном случае может потребоваться удаление одного или нескольких зубов нижней челюсти.

Щенков с таким прикусом необходимо всегда держать под наблюдением владельца животного и ветеринарного врача. Помощь в данной проблеме сводится к массажу челюсти и наложению капп. Кроме того, следят, чтобы в рационе кормления не было дефицита необходимых веществ. Дополнительно назначают гелакан и глюкозамин.

Прогения (перекус, или «бульдожина») является противоположность недокуса. При осмотре ротовой полости будет наблюдаться картина, когда нижняя челюсть выступает за пределы верхней. В данном случае не следует забывать, что перекус является для некоторых пород собак экстерьерной нормой, о которой говорилось выше.

Причиной перекуса у собак являются ускоренный рост нижней челюсти или ослабление роста верхней челюсти, генетическая наследственность, большая физическая нагрузка на челюсть у щенка, механическая травма, длительное сохранение молочных зубов, которые повлияли на смыкание челюстей. Исправление перекуса главным образом сводится к сдерживанию роста нижней челюсти.

Перекошенный рот – наиболее редко встречаемый и тяжелый случай изменения прикуса, когда полностью нарушается смыкание челюстей. При осмотре ротовой полости у собак с данным прикусом наблюдается смещение нижней челюсти вбок. В некоторых случаях бывает и деформация верхней челюсти со смещением зубов.

Причиной перекошенного рта является неравномерный рост одной из сторон челюсти, что ведет ее к перекосу и, соответственно, затруднению захвата корма и его разрыванию. Лечению практически не поддается, и собаки с данным видом прикуса исключаются из племенного разведения.

Дополнительно ко всем вышеперечисленным видам прикуса можно добавить сменный прикус. Сменный прикус следует рассматривать как переходный период от прикуса молочного развития зубов к постоянному прикусу. В основе этого периода лежат подготовительные явления и процессы выпадения молочных зубов и прорезывания постоянных. В зависимости от породы собаки сменный прикус может длиться от 2 до 6 месяцев.

В щенячьем возрасте хозяева могут травмировать челюсть щенку активной игрой с палкой или твердым предметом. Это происходит по причине резкого выдергивания из пасти этих предметов. Вследствие мягкой челюсти происходит ее незначительное вытягивание, что часто приводит к перекусу.

Профилактика направлена в первую очередь на недопущение к разведению тех собак, которые имеют генетическую наследственность к аномальному прикусу. Нужно наблюдать за развитием челюсти у растущего щенка и при необходимости сразу обращаться за консультацией или лечением к ветеринарному специалисту.