Лечение пародонтита у собак с применением медицинских пиявок — Ветеринарные центры малотравматичной хирургии и комплексного восстановления Лебеди

Лечение пародонтита у собак с применением медицинских пиявок

girudo1.jpg
В настоящее время в связи с возрастающим количеством собак в черте мегаполиса и с невозможностью содержания в квартирах крупных пород, увеличилось количество собак мелких, чаще карликовых пород. По разным данным от 90-96% собак карликовых пород страдают заболеваниями ротовой полости различной степени тяжести. Одним из основных заболеваний является пародонтит.

Пародонтит – это воспаление тканей пародонта, т.е. десны, периодонтальной связки, цемента и альвеолярных отростков.
Десна образована эпителиальной тканью, которая соединяется с костью и защищает шейку зуба. Периодонтальная связка – комплекс тканей, находящийся в щелевидном пространстве между цементом корня зуба и альвеолярным отростком. Щелевидное пространство между зубом и десной называется десневой бороздкой. Высота бороздки у собак 0 до 3 мм.
Налет является главной причиной гингивита – воспаления десен и как следствие пародонтита. Налет в основном состоит из полисахаридов – сложных углеводов, которые являются идеальной средой для бактерий.
Гингивит развивается от 2 до 4 дней, а от 4 до 14 дней переходит в пародонтит. В ветеринарной стоматологии определяется 4 степени тяжести пародонтита.
Неправильное кормление, содержание, отсутствие знаний у владельцев о поддержании гигиены полости рта у собак, и необходимости посещения ветеринарного стоматолога для проведения профилактических мер под его контролем, в клинику большинство животных попадает уже с 3-ей или 4-ой степенью пародонтита. К сожалению, процессы, развившиеся в ротовой полости в такой степени, являются необратимыми. Как правило, мы наблюдаем образование большого количества зубного камня, кровоточивость десен, развитие язвенного пародонто-стоматита, образование одонтогенных абсцессов, ороназальных фистул, развитие ринита и конъюнктивита.
Таким животным требуется немедленное хирургическое, а затем длительное медикаментозное лечение, чтобы замедлить процессы потери зубов и предотвратить развитие сопутствующих заболеваний. После хирургического вмешательства снятия зубного камня, удаления больных и восстановления сохранных зубов, остаются глубокие до 5-10 мм зубодесневые карманы, множественные язвы на деснах и открытые альвеолы зубов.
Развиваются отеки, нарушается кровоснабжение десны, развиваются тромбозы капиллярного русла и соответственно нарушается трофическая функция зубов. Зубы теряют прикрепление, и осложняется процесс регенерации. В этот период мы начинаем применение медицинских пиявок в комплексном лечении. Проведение процедур гирудотерапии с приставкой пиявки в ротовой полости у животных, на первый взгляд, кажется очень сложным. Самая большая проблема – это фиксация животных. Обычно мы приставляем пиявок сразу после хирургической гигиены полости рта во время остаточного действия общей анестезии.
Приставка на слизистые проста — пиявка быстро прикрепляется и быстро напивается. При этом у собак, как правило, пиявки прикрепляются быстрее, чем у людей. Для того чтобы собака не съела пиявку, не искусала доктора, существует простой метод фиксации мордочки с помощью повязки. Если наложение фиксирующей повязки по каким то причинам невозможно (короткий нос у брахицефалов), трудности с дыханием, так же некоторые собаки сильно подвергаются стрессу при фиксации, а так же, что случается очень часто, на это не соглашаются владельцы, мы можем применить обрезанный шприц, и все время приставки оставлять пиявку внутри шприца.
С нашей точки зрения, основанной на наблюдениях, приставка пиявки еще помогает скорейшему выведению животного из наркоза, и как известно профилактирует развитие ДВС синдрома (Диссеминированное внутрисосудистое свертывание — нарушение свертываемости крови по причине массивного высвобождение из тканей тромбопластических веществ). Применение пиявок при данном синдроме описано в медицинских источниках, ведь препаратом выбора при развитии данного синдрома является, прежде всего, гепарин и затем проводится переливание плазмы.
В дальнейшем лечении мы применяем медицинскую пиявку во время всего курса лечения. В первые 3 дня приставки ежедневные. Далее частота приставок варьирует в периоде от 3 до 5 дней. Эмпирический опыт показал, что применение медицинской пиявки при пародонтитах способствует, прежде всего, скорейшему заживлению тканей. Период заживления сокращается на 1/3, иногда укорачивается вдвое. Так же нами замечено, что животные меньше страдают после выхода из наркоза, снижена болевая чувствительность, что проявляется в желании и возможности раньше начать есть. Иногда после проведения хирургических процедур животные отказываются от приема корма. Более того, нами отмечен тот факт, что закрываются зубодесневые карманы, которые полностью прикрывают оголенную шейку зуба, что в свою очередь повышает прикрепление зубов и профилактирует дальнейшее развитие пародонтита.
Ветеринарная стоматология достаточно молодое, но стремительно развивающееся направление ветеринарной медицины. Много методов лечения заимствовано из гуманной стоматологии, что позволило существенно расширить возможности ветеринарного врача-стоматолога. Не исключением оказалась и гирудотерапия, которая активно используется в лечении заболеваний ротовой полости в гуманной медицине. Переняв методики лечения пиявками у наших коллег, мы стали активно применять гирудотерапию в лечении пародонтита у собак. Доказав на практике положительный эффект применения медицинской пиявки и тот факт использования ее в гуманной медицине позволяет с уверенностью сказать, что гирудотерапия должна стать неотъемлемой частью ветеринарной медицины.

Ветеринарный врач–стоматолог
Киласония Тимур Гивиевич