Диагностика в дерматологии — Ветеринарные центры малотравматичной хирургии и комплексного восстановления Лебеди
shpiz1.jpg
В практике ветеринарного врача более 1/3 пациентов имеют кожные заболевания, т.е. ветеринарный врач среднестатистической ветеринарной клиники сталкивается с дерматологическими проблемами ежедневно, принимая до 5-8 таких животных в день. И каждый из них требует повышенного внимания. Не всегда лечение, поставленное на основании только визуального осмотра и беглого опроса владельца, не может быть верным, а в некоторых случаях приведет к ухудшению ситуации.

Поэтому ветеринарному врачу необходимо тщательно подходить к проблеме кожи животного, подробно опрашивать владельца о состоянии животного в последние несколько дней.
В стандартный осмотр пациента входит измерение температуры тела, пальпация лимфоузлов, осмотр при помощи отоскопа ушных раковин, аускультация, визуальный осмотр кожи животного.
Шпиц, 1 год, кобель, Алопеция Х (в стадии обследования)
Опрос владельца животного должен включать очень разнообразные вопросы, на которые ветеринарный врач должен получать уверенные ответы. В частности, чем питается животное, его моцион, место жительства (дом/участок), имеется ли зуд, и если да, то насколько он интенсивен, были ли до обращения в клинику проблемы с кожей, ушами, есть ли сезонность кожных поражений, как часто собака или кошка бывают у грумера, с какой периодичностью происходят обработки от паразитов, а также какими препаратами, кастрирована ли собака/кошка,? Все эти вопросы задавать нужно – в дальнейшем они могут навести врача на выводы о заболевании животного.
После опроса владельца необходимо определить характер поражений: локализованность, диффузность, имеется ли симметричность поражений. Важно определить первичные признаки заболевания от вторичных. Эритема, папулы, пустулы, буллы – все это первичные признаки кожных поражений. А вот комедоны, лихнефикация, алопеция, эрозия – являются уже вторичными.
Французский бульдог, 2 года, алопеция в области груди, подмышек, паха; эритемы в паховой области.
Далее, ветеринарный врач, в зависимости от локализации поражений, особенностей породы собаки или кошки приступает к исследованиям самой кожи. Имеется много видов и методов диагностики заболеваний кожи. Вот только некоторые из них:
1. Обследование при помощи УФ лампы (лампы Вуда) – самый распространенный вид исследования, прежде всего за счет его дешевизны. Но данный метод позволит определить только споры M.canis.
2. Трихограмма – смысл ее заключается в осмотре волоса под микроскопом, а если такого нет – то в лаборатории. Определение фазы роста волоса, его повреждение часто говорит больше, чем владелец кошки или визуальный осмотр. К примеру, именно с помощью трихограммы ветеринарный врач определяет — имеется ли зуд у кошки или нет, в какой фазе роста в данный момент находится волос, наличие дерматофитоза, а также яйца паразитов.
3. Соскоб шерсти – данное исследование направлено на обнаружение клещей рода Demodex canis, Demodex gatoi и пр. Данное исследование проводится при помощи скальпеля, т.к. необходим глубокий соскоб с кожи. Для лаборатории достаточно и одного стекла для проведения исследования. Однако необходимо помнить, что такой вид диагностики предполагает до 5 исследований за один прием ,т.е. от 5 соскобов, в разных местах кожи.
Demodex canis
4. «Скотч-тест» или исследование клейкой лентой – также не самый дорогой метод исследования. Для этого ветеринарному врачу необходимо 3 вещи: скотч, предметное стекло, а также лабораторная специализированная краска (например Diff-quick). Большинство специалистов пренебрегают данным исследованием. На это подталкивает отсутствие микроскопа, отсутствие краски, незаинтересованность врача в пациенте или в заболевании. Как показывает опыт работы в сети наших ветеринарных клиник, без данного метода исследования невозможно правильно оценить ситуацию с больным животным, нельзя назначать тот или иной лекарственный препарат, а самое главное – нельзя даже приблизительно сказать владельцу, чем именно болеет его любимец. Данный тест применяется ветеринарным врачом для обследования животного на предмет заболевания хейлитиозом.
Окраска diff-quick
5. Исследование ушной раковины – должно заключаться не только в отоскопии, но и в исследовании
содержимого уха. Важно исследовать оба уха, даже если владелец жалуется на проблемы с одним. Цитология ушного содержимого позволит определить наличие в ушном проходе бактерии, малассезии и клетки. Конечно же исследование ушной раковины необходимо при подозрении на наличие в ушах клеща рода Otodectes.
Кокер-спаниель, 10 лет, хронический малассезиозный отит.

6. Цитология, биопсия кожи – достаточно серьезный метод исследования. Не каждый ветеринарный специалист является цитологом, патоморфологом. Поэтому такие исследования необходимо доверять узкопрофильным ветеринарным специалистам. Исследование содержимого пустул, папул, не говоря уже о
различного вида опухолях, при отсутствии базы знаний по цитологии и гистологии — может привести к ложному диагнозу.
Не всегда тесты, о которых мы рассказали подробно, могут исключать то или иное заболевание при отрицательном результате.
Кроме представленных выше исследований существует множество других видов диагностики кожных заболеваний: исследование гормонального статуса животного, гистология, дерматогистопатология, аллерго-тесты, бактериальные и микологические посевы. С ними, как правило, работают крупные ветеринарные лаборатории или специализированные ветеринарные учреждения.
Пренебрегая видами диагностики, ветеринарный врач, сам того не зная, лишает себя пациента, не говоря уже о том, что надлежащим образом не позаботился о состоянии здоровья собаки или кошки.
Как показывают исследования европейских коллег – ветеринарных врачей – дерматологические проблемы зачастую толкают владельца менять клинику, врача. Связано это со спецификой дерматологии, в которой интуиция часто подводит. Большинство заболеваний, в частности, атопический дерматит, может проявляться по-разному, а вторичные инфекции обычно вызывают зуд, тщательно скрывают характерные проявления того же атопического дерматита. К слову, одновременно могут развиваться несколько заболеваний, а хронические изменения во многом выглядят схоже с рядом других болезней. Факторы, которые сопутствуют отиту – плохая вентиляция ушей, узость слухового прохода – маскируют основное заболевание – аллергию, и они же в свою очередь ведут к более серьезным заболеваниям – опухолям наружного или среднего уха.
Полноценное обследование пациента с дерматологической проблемой – важная задача, которую должен решать ветеринарный врач.